Режим труда и отдыха водителей в 2025 году
В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.
Форма занятости водителей в 2025 году
Водители, управляющие грузовиками массой выше 3,5 тонн и автобусами, могут иметь различные формы занятости:
- наемные сотрудники организаций;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, применяющие специальный налоговый режим НПД (самозанятые);
- физические лица, эксплуатирующие ТС в личных целях.
Приказ Минтранса №424 устанавливает нормы времени управления транспортным средством и отдыха для наемных сотрудников и ИП. Нормы для физлиц регулирует раздел 26 Правил дорожного движения.
Время работы и время отдыха в 2025 году
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.
Время работы водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.
Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Обратите внимание, что в процессе работы предусмотрен специальный перерыв для отдыха от управления транспортным средством. Этот перерыв строго регламентирован в Приказе № 424, и его продолжительность составляет не менее 45 минут. Если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, то он обязан сделать специальный перерыв.
В свою очередь, время отдыха представляет собой период, когда водитель свободен от исполнения своих трудовых обязанностей. В это время он может использовать его по своему усмотрению.
С точки зрения законодательства, существует возможность вместо специального перерыва для отдыха и питания, который предусмотрен для водителей, сделать перерыв на обед. Однако для того, чтобы не нарушить установленный режим труда и отдыха, продолжительность такого перерыва должна составлять не менее 46 минут.
Режим труда и отдыха водителей в 2025 году
Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.
Нормы времени работы водителей в 2025 году
Определение продолжительности рабочего времени водителей зависит от выбранной системы учета. В случае применения нормированного учета, водители обычно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Этот метод учета прост в использовании, но он не обладает гибкостью и может не учитывать специфические условия работы.
В отличие от нормированного, суммированный учет позволяет учесть все особенности работы водителей и составить график, не нарушая законодательных норм. При использовании суммированного учета продолжительность ежедневной смены водителя не должна превышать 10 часов.
Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
- водителям аварийных служб;
- водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
- водителям на инкассаторских автомобилях;
- перевозки на легковых такси;
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
- водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Увеличение продолжительности рабочей смены водителя должно быть обязательно согласовано с ним в письменной форме и оформлено документально.
В соответствии с пунктом 10 актуального приказа Министерства транспорта № 424, время управления транспортным средством в течение 24 часов после завершения ежедневного или еженедельного отдыха не должно превышать девяти часов. При этом допускается увеличение этого времени до десяти часов, но не более двух раз в неделю.
Еще одна законная возможность увеличить время управления транспортным средством предусмотрена в пункте 11: водитель может продлить время управления на два часа для завершения маршрута или следования к месту стоянки.
Однако должностные лица не имеют права учитывать это продление при планировании маршрута.
Пример расчета рабочего времени водителя на 24 часа:
4 часа – управление.
1 час – отдых.
1 час – управление.
3 часа – рабочее время (погрузка и т.д.).
3 часа – управление (с учетом допустимого превышения до 2 часов).
11 часов – отдых.
1 час – управление.
Если время работы не должно превышать установленных норм, то время отдыха, наоборот, не должно быть меньше обязательного промежутка.
Время отдыха водителей в 2025 году
Все компании обязаны предоставлять отдых водителям и планировать его при составлении маршрута. Для каждого вида отдыха действуют свои правила. Как их регламентирует актуальное законодательство?
Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность составляет от 30 минут до 2-х часов. Первый перерыв должен составлять не <15 минут, а последний - не <30 минут. Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность - от 30 минут до 2-х часов.
Ежедневный (междусменный отдых)
Вариант А - при ежедневном учете времени длительность ежедневного отдыха должна быть в два раза больше, чем длительность рабочей смены. В это время также включается обеденный перерыв.
Например, если водитель работает с 8:00 до 17:00 (обед - 1 час), то время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Следовательно, следующий рабочий день должен начинаться не раньше 8:00. При семичасовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на два часа раньше, чем предыдущий.
Вариант Б - при суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов. До 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.
С 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более трех раз за рабочую неделю (между двумя выходными). Также отдых может быть разделен на несколько частей. Первая часть должна быть не менее трех часов, а последняя - не менее девяти часов.
Еженедельный непрерывный отдых
Должен составлять не менее 45 часов. И именно с 1 января 2021 года этот отдых не «накладывается» на междусменный отдых, а замещает его.
Изменения режима рабочего времени и времени отдыха (приказ №5 от 12.01.2022) с 1 сентября 2022 года
Текущий Приказ Минтранса № 424 действует до 2027 года. Но в 2022 году в него были внесены очередные изменения. В начале года подписан Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.01.2022 года № 5 «О внесении изменений в Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424».
Основные изменения коснулись уточнения формулировок, например, понятия «ежедневный период». Так, начало ежедневного периода теперь совпадает с началом регистрации тахографом рабочего времени водителя.
Также новый Приказ ввел правила регулирования режимов труда и отдыха для водителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и управляющих автомобилем самостоятельно. Такие водители смогут сами устанавливать режим в рамках, определенных законом.
Например, пункт 5 Приказа № 424 дополнен формулировкой:
«Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.».
Согласно изменениям в пункте 5 Приказа № 424, водитель автомобиля, одновременно являющийся ИП, может самостоятельно принимать решения о разделении рабочего дня (смены).
Приказ Минтранса № 5 добавил водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, в перечень водителей, на которых не распространяется РТиО.
Последний пункт нового Приказа № 5 позволяет водителям-вахтовикам, работающим в районах Крайнего Севера, сократить еженедельный отдых до 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.
Чтобы легко пройти любую проверку надзорных органов, планируйте графики заранее, учитывайте актуальные требования закона и оформляйте все необходимые документы.