1. Общие положения
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
Особенности отнесения события к несчастному случаю установлены ст.227 Трудового кодекса Российской Федерации[1] (далее - ТК РФ).
2. Источники права
Конституция Российской Федерации[2] гарантирует гражданину и человеку право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Право является непосредственно действующим, неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения, ему корреспондируется обязанность государства признать, соблюдать и защищать его (ст.2, ст.18, ч.3 ст.37).
Основным федеральным законом, регулирующим охрану труда, в том числе расследование несчастных случаев, является ТК РФ (раздел Х.).
Принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок расследования несчастных случаев на производстве, относится к ведению федеральных органов государственной власти (абз.9 ч.1 ст.6 ТК РФ). Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N73[3] утверждено Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[4] установил право профсоюзов участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе).
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[5] управомочил профессиональные союзы осуществлять общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных (лица, выполняющие работу на основании трудового договора).
В соответствии с п.5.34. Областного трехстороннего соглашения[6] представители профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда, уполномоченные и инспекторы профсоюза по охране труда освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Суммарное время освобождения от основной работы в месяц в пределах 8 рабочих часов.
3. Участие профессиональных союзов в расследовании
3.1. Этап извещения о несчастном случае. Работодатель обязан известить в течение суток по установленной форме территориальное объединение организаций профсоюзов (Ивановское областное объединение организаций профсоюзов) о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом (ч.2 ст.228.1 ТК РФ).
О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в территориальное объединение организаций профсоюзов (Ивановское областное объединение организаций профсоюзов) (ч.5 ст.228.1 ТК РФ).
Порядок извещения первичных профсоюзных организаций о нечастном случае законом не регламентируется.
3.2. Этап формирования комиссии. Для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии для расследования всех категорий несчастных случаев включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации и уполномоченный по охране труда (ч.1 ст.229 ТК РФ). При расследовании тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в комиссию также включается представитель территориального объединения организаций профсоюзов (Ивановское областное объединение организаций профсоюзов) (ч.2 ст.229 ТК РФ). Особенности формирования комиссии установлены в разделе II. Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Представителем профсоюзной организации без доверенности является председатель, другие представители профсоюзной организации уполномочиваются на участие в расследовании конкретного случая решением органа профсоюзной организации.
Правом на участие в расследовании несчастного случая обладают профсоюзные инспекторы труда и (или) уполномоченные (доверенные) лица по охране труда (ст.370 ТК РФ).
В случаях, когда несчастный случай расследуется государственным инспектором труда (без образования комиссии), в соответствии со ст.229.3 ТК РФ, как правило, в расследовании участвует профсоюзный инспектор труда.
3.3. Этап расследования. При расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего. Порядок расследования определен ст.229.2 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Легкие несчастные случаи расследуются комиссией в течение 3-х дней, со дня издания приказа об образовании комиссии. Тяжелые и смертельные несчастные случаи расследуются в течение 15 календарных дней. Указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии на 15 дней (ст.229.1 ТК РФ).
3.4. Этап оформления. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве оформляется акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1), который подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем и заверяется печатью. Член комиссии, не согласный с принятым решением, подписывает акт о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
Первичная профсоюзная организация дает заключение о степени вины работника (застрахованного) в процентах (не более 25%), по запросу комиссии, если при расследовании несчастного случая установлена его грубая неосторожность (ст.8 ст.229.2 ТК РФ, ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 N125-ФЗ).
Работодатель в 3-хдневный срок после завершения расследования обязан выдать один экземпляр акта о несчастном случае (форма Н-1) на производстве пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве, по их требованию.
По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством, комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая.
3.5. Этап рассмотрения результатов расследования. На территориальные объединения организаций профсоюзов (Ивановское областное объединение организаций профсоюзов) государством возложена публично значимая функция по анализу состояния и причин производственного травматизма и разработке предложений по его профилактике. Для этого председатель комиссии обязан направить копии актов о расследовании групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве (форма Н-1) на каждого пострадавшего в Ивановское областное объединение организаций профсоюзов (ч.3 ст.230.1 ТК РФ).
Для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, работодатель обязан рассмотреть результаты расследования несчастного случая на производстве с участием выборного органа первичной профсоюзной организации (ч.9 ст.230 ТК РФ).
4. Ответственность
Расследование несчастного случая комиссией ненадлежащего состава, в т.ч. без представителей профсоюзов, может повлечь отмену результатов расследования в судебном или административном порядке.
Ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя.
Члены комиссий несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев
(п.41 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях).
Нарушение правовых норм, регламентирующих расследование несчастных случаев, является составом административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 КоАП РФ[7].
[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3;
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, N 4, ст. 445.
[3] Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" // Российская газета, N 237, 18.12.2002
[4] Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ, 1996, N 3, ст. 148
[5] Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
[6] Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между Правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2012 - 2014 годы // Собрание законодательства Ивановской области, 2011, N 47(566).
[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001
N195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.