Утилизационный сбор 2025 года
Рассмотрим особенности оплаты утилизационного сбора и изменения, которые ожидают граждан в 2025 году.
Утилизационный сбор - это разовый платёж, который вносят производители или покупатели транспортных средств. Он предусмотрен для колёсного транспорта, самоходных машин и прицепов. Этот платёж необходим для финансирования дальнейшей утилизации транспортного средства после эксплуатации.
Согласно проекту Минпромторга, утилизационный сбор на автомобили будет индексироваться ежегодно. Для некоторых моделей машин этот взнос может составить значительные суммы.
Одной из целей повышения утильсбора является привлечение новых автопроизводителей в страну. Из-за индексации цены на автомобили вырастут, что приведёт к снижению спроса.
Часть брендов может сократить производство или уйти с рынка России, освободив место для отечественных компаний или новых автопроизводителей.
По данным Минпромторга, есть точные данные о размере утилизационного сбора на ближайшие шесть лет. В основу новых правил лёг соответствующий проект постановления правительства, предусматривающий ежегодную индексацию ставки до 2029 года.
В соответствии с этим документом рынок ожидает многоступенчатое повышение утильсбора. Первое повышение прошло 1 октября 2024 года, а следующие изменения наступят уже 1 января 2025 года.
Базовая ставка остаётся неизменной и составит 20 000 рублей. Но коэффициенты, влияющие на итоговую сумму, планируется повысить во много раз. Выбор коэффициента зависит от типа установленного мотора, его объёма, а также года выпуска автомобиля.
Например, для новых машин с объёмом двигателя до 1 литра коэффициент составлял 4,06, а для подержанных (старше трёх лет) - 10,36. С 1 октября 2024 года коэффициенты были повышены до 7,5 и 19,17 соответственно.
Наиболее заметное повышение ожидается для автомобилей с двигателями большого объёма. Если ранее машины с моторами 3–3,5 литра предполагали налог в 970 тысяч рублей (за новую) или 1,485 миллиона рублей (старше трёх лет), то уже в октябре налог повысился до 1,794 миллиона и 2,747 миллиона рублей соответственно. К моменту окончания программы индексации в 2030 году эти суммы достигнут 3,783 миллиона и 5,792 миллиона рублей.
Отдельно рассматриваются электрокары и последовательные гибриды. В октябре 2024 года индексация утильсбора для этих моделей не предусмотрена. Сумма сбора пока составляет 32,6 тысячи рублей и 122 тысячи рублей для новых и старых моделей соответственно.
Но уже с января 2025 года суммы вырастут до 667,4 тысячи и 1,174 миллиона рублей.
Кому оставят льготы
Индексация утильсбора распространяется только на импортёров, работающих как юридические лица. Если люди ввозят автомобиль для личного пользования, они могут рассчитывать на получение льгот и сниженную ставку.
Вплоть до 2030 года будут сохраняться привычные коэффициенты для электрокаров, гибридов и обычных машин с двигателями внутреннего сгорания объёмом до трёх литров.
Льготами может воспользоваться физическое лицо, которое ввозит в страну не более одного автомобиля в год.
При этом очень важно, чтобы ввезённое транспортное средство оставалось в собственности не менее 12 месяцев.
Причины изменения утильсбора
Как отмечает Минпромторг, индексация утилизационного сбора коснётся только той техники, которая успешно выпускается на территории России и Белоруссии. Особое внимание уделено объёмам производства, так как важно в полной мере обеспечивать запросы внутреннего рынка.
Изменение утильсбора призвано защитить отечественных автопроизводителей от экспансии иностранных компаний на российский рынок. Также оно должно стимулировать массовое открытие новых заводов и сборочных линий для изготовления транспортных средств на территории страны.
Стоит учитывать, что пока что ни о какой конкретике в области открытия новых заводов речи не идёт. На данном этапе программа индексации сбора направлена на общее поддержание развития российского автопрома.
Корректировка данного налога позволяет существенно снизить риски, возникающие при массовом импорте автомобилей. Так планируется сократить объёмы оттока капитала, повысить независимость внутреннего рынка и минимизировать валютные риски.
Ещё в 2012 году, когда был введён механизм утилизационного сбора, в Россию были привлечены многочисленные зарубежные автопроизводители. Они же привели с собой поставщиков компонентов, существенно повысив наполненность рынка.
Новые правила индексации должны ещё больше стимулировать данный процесс.
Станет ли дороже частный импорт автомобилей?
Как уже упоминалось ранее, индексация утилизационного сбора касается только юридических лиц и физических лиц, импортирующих автомобили для последующей перепродажи. Для физических лиц, ввозящих транспортное средство для личного пользования, размер сбора остаётся неизменным с 2012 года и составляет 3,4 тыс. рублей за новое транспортное средство и 5,2 тыс. рублей за подержанное.
Таким образом, импорт автомобилей из-за границы становится более выгодным решением.
Способствует ли утилизационный сбор росту инфляции?
Утилизационный сбор в ближайшие годы увеличится не только для легковых автомобилей, но и для коммерческой и строительной техники, а также для грузовиков. Это приведёт к повышению цен на различных этапах поставок и производства.
Кроме того, повышение утилизационного сбора может нарушить тенденцию к снижению стоимости китайских автомобилей, что сделает транспорт менее доступным для населения.
Вывод: утилизационный сбор на практике мало связан с утилизацией автомобилей и является дополнительным налогом при покупке транспортного средства, который вынуждены оплачивать потребители. С его увеличением неизбежно вырастут цены на импортные автомобили, а вслед за ними подорожают и отечественные модели.
Это может привести к значительным изменениям на рынке автомобилей в России, поскольку многие производители будут вынуждены пересмотреть свою линейку или даже покинуть рынок из-за отсутствия спроса.
В сочетании с общим ростом цен на отечественные и китайские автомобили это приведёт к снижению спроса и значительному падению объёмов продаж.
Однако индексация может способствовать развитию отечественных технологий и стимулировать создание новых заводов и рабочих мест.
М.Д. Филиппов председатель общественной организации
"Ивановская областная организация Общероссийского
профессионального союза работников автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства"