Региональный союз «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов»

153002 г. Иваново, пл. Ленина, 92, Дом профсоюзов
телефон (4932) 32-60-24, факс (4932) 37-35-12
12+

Региональный союз «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов»

12+

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Процедура специальной оценки условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест. Поводом для принятия Федерального закона стало введение в 2013 году дополнительных тарифов страховых взносов на пенсионное страхование за работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение пенсий, которые перечислены в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Освобождение от уплаты дополнительных тарифов допускается только по результатам специальной оценки условий труда.

Как же проводится специальная оценка условий труда и для чего?

Во-первых, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки возлагаются на работодателя. Оценке подлежат все рабочие места, в том числе и так называемые «офисные». Исключены из спецоценки только рабочие места надомников, дистанционных работников и работников, трудоустроенных у физических лиц, не являющихся предпринимателями. Работодатель проводит спецоценку совместно, на основании гражданско-правового договора, с аккредитованной оценивающей организацией. В Ивановской области аккредитацию имеют три организации, в масштабах России их около 900. Для проведения спецоценки создается комиссия из нечетного числа членов, в которую обязательно включается представитель профсоюза. Федеральный закон установил право работника присутствовать при проведении специальной оценки его рабочего места, это означает, что работодатель обязан информировать его о дате и времени проведения оценки.

Следующим шагом, по общему правилу, является идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте. Она осуществляется экспертом оценивающей организации, а ее результаты утверждаются комиссией. Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятость на которых формирует право на досрочную пенсию, на которых по результатам ранее проведенных аттестации были установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также, если нормативными правовыми актами работнику установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»).

Если идентификация не выявила вредные и (или) опасные производственные факторы, то по установленной форме составляется декларация, которая направляется работодателем в государственную инспекцию труда. Декларация действительна в течение пяти лет, она досрочно прекращает силу в случае несчастного случая на производстве, и, наоборот, при отсутствии производственного травматизма действие декларации продляется еще на пять лет.

Идентифицированные вредные и (или) опасные факторы подвергаются исследованию и измерению. Обязательному исследованию подвергаются производственные факторы на рабочих местах названных выше, на которых в соответствии с законом идентификация не проводится. Методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (вступил в силу 8 апреля).

В ходе специальной оценки рабочие места классифицируют по четырем классам условий труда: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, подразделяется на четыре подкласса-3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) и опасные (4 класс).

В завершение, оценивающая организация составляет отчет о проведении специальной оценки, который подписывается членами и утверждается председателем комиссии. Работодатель обязан в течение 30 дней под роспись ознакомить работника с отчетом, а также разместить сводные данные о результатах спецоценки и мероприятия по улучшению условий и охраны труда на своем официальном сайте. Результаты проведения специальной оценки передаются оценивающей организацией в государственную инспекцию труда.

Применение результатов спецоценки регламентировано Федеральным законом. Вредное рабочее место дает работнику право на гарантии и компенсации: повышенную оплату труда, не менее 4 процентов (ст. 147 ТК РФ); для подклассов 3.2, 3.3 и 3.4 – дополнительный отпуск не менее 7 дней (ст. 117 ТК РФ); для подклассов 3.3 и 3.4 - сокращенная рабочая неделя, не более 36 час (ст. 92 ТК РФ). Конкретные размеры дополнительного отпуска и продолжительности рабочего времени устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора. В случае обеспечения на рабочем месте безопасных условий труда (1 и 2 классы), гарантии и компенсации работникам не устанавливаются, право на досрочную пенсию не формируется, работодатель не платит дополнительный страховой тариф в Пенсионный Фонд. Гарантии и компенсации, ранее предоставленные работникам по результатам аттестации, сохраняются до спецоценки.

Несогласие работника с результатами спецоценки условий труда, жалобы работодателя на действия (бездействие) оценивающей организации и другие разногласия рассматриваются государственной инспекцией труда. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут быть обжалованы в судебном порядке. Экспертиза качества спецоценки условий труда в нашем регионе осуществляется комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции в рамках государственной экспертизы условий труда. Для работников, профсоюзов, работодателей и страховщиков экспертиза качества проводится на платной основе за счет средств заявителя.

По общему правилу спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет. В отношении рабочих мест, где была проведена аттестация, спецоценка может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации. Федеральным законом установлены случаи, в которых работодатель в шестимесячный срок должен провести внеплановую спецоценку. В соответствии с приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н расходы на проведение специальной оценки условий труда можно возместить за счет средств Фонда социального страхования.

С 2015 года не проведение специальной оценки условий труда будет составом административного правонарушения по ст. 5.27.1. КоАП РФ.

В 2016 году начнет действовать федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда, она будет использоваться для целей пенсионного страхования, контроля за работодателями и оценивающими организациями. Ее оператором является Минтруда России.

Внедрение специальной оценки в жизнь ожидается медленным и сложным. Доля рабочих мест, подвергнутых аттестации, в Ивановской области не превышает 15 процентов, надзорные органы государства в состоянии проконтролировать меньше одного процента хозяйствующих субъектов, стоимость специальной оценки не стала дешевле по сравнению с аттестацией. Также, ожидаются конфликты у работников, у которых по результатам специальной оценки прекратится формирование права на досрочную пенсию, а платность для работников экспертизы качества специальной оценки, в условиях невысоких зарплат в регионе, станет препятствием для самозащиты прав. При таких обстоятельствах юридические, организационные и материальные ресурсы профсоюзов будут иметь повышенный спрос.

 

А.Е. Смирнов, заместитель Председателя
 Ивановского областного объединения организаций
 профсоюзов, главный технический инспектор труда

Опубликовано: 27 апреля 2015

1258

1258

1258

2

3

1258

4кв

11
5
6
7
9

543

158

1158

 

< Июнь 2025>
пн вт ср чт пт сб вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

 

545487

 1258
 zp

op

 787645654

 1258 

1258

Яндекс.Погода